Пояснительная записка.
Экологическое воспитание и образование детей – актуальная проблема настоящего времени. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному». Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически- деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Методическая разработка “Экологический букварь» разработана в соответствии с:
“Экологический букварь» составлена в соответствии с принципами, определенными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития, учет индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьей и др.) и направлена на достижение следующих целей:
-
формирование целостного представления о разнообразии растительного и животного мира через воспитание любви к родной природе и разумного отношения к ней.
-
развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности с включением регионального компонента.
-
расширение и углубление знаний об окружающем мире, как необходимое условие гармоничного и комфортного существования личности в социоприродной среде;
Задачи:
Обучающие
– Получение обучающимися системных знаний об окружающем их мире в соответствии с их возрастными особенностями и способностями;
– Ознакомление детей с объектами живой и неживой природы и способами её функционирования;
– Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности дошкольников по изучению и охране окружающей среды;
– Ознакомление с экологической обстановкой в мире.
Развивающие
– Развитие потребности общения с природой;
– Активизация деятельности по улучшению природной и преобразованной среды;
– Развитие творческих способностей, обучающихся;
– Развитие практических умений в соответствии с полученными знаниями;
– Развитие познавательного интереса к природному окружению (растительный, животный мир, природные явления);
Развитие у обучающихся эстетических чувств и умения любоваться красотой и изяществом природы;
Воспитательные
– Воспитание нравственных качеств личности.
– Воспитание экологической и этической культуры, эмоций, чувства прекрасного;
– Формирование потребности бережного отношения к окружающему миру, его охране.
Содержание букваря, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и направлено на развитие и образование детей.
Предлагаемые в методической разработке для изучения материалы носят интегративный характер, позволяющий в доступной форме (с использованием рисунков, фотографий, стихов, развивающих заданий, интересных фактов, рассказов, сказок и т.д.) знакомить детей с объектами живой и неживой природы на определённую букву в тесной взаимосвязи с занятиями по познавательному развитию, речевому развитию, художественно- эстетическому развитию, а также через различные виды экспериментальной, игровой и продуктивной деятельности, что способствует разностороннему развитию детей.
Методическая разработка « Экологический букварь» направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.
Методы и приемы реализуются через различные формы организации детской деятельности: игры, непосредственно образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные задания, загадки, кроссворды, лабиринты и многое другое.
Материал методической разработки объединен в рукописный букварь, для каждой из 33-х букв русского алфавита есть описание, к букве подобрано растение, животное или явление, связанное с природной средой.
Настоящая методическая разработка адресована воспитателям, родителям и детям, как учебное пособие.
Особое место в работе с дошкольниками при ипользовании методической разработки занимают наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, художественно- изобразительная деятельность, детский труд. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, исследованию, самоконтролю, ответственности за свои поступки, что составляет важнейшую базу для формирования экологической культуры и грамотного поведения в природе.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, картинки и т. п.). Использование изображений и картинок позволяет обобщить свой непосредственный опыт (например, в форме рассказов), выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны. Поэтому основной акцент сделан на применении наглядности и наглядных образов, что позволяет детям усвоить содержание основных экологических понятий и правил поведения в мире природы.
Проверка усвоения знаний, умений, навыков. осуществляется в процессе наблюдений за деятельностью детей.