ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БУКВАРЬ

 Личный сайт воспитателя

Гончаровой Наталии Викторовны

Муниипальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новоаннинский детский сад №4 Новоаннинского муниципального района Волгоградской области 403953, Волгоградская область, г.Новоаннинский, ул. Кикидзе, дом № 105

                                              

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БУКВАРЬ

 

  Материал методической разработки объединен в рукописный букварь, для каждой из 33-х букв русского алфавита есть описание, к букве подобрано растение, животное или явление, связанное с природной средой.

Настоящая методическая разработка адресована воспитателям, родителям и детям, как учебное пособие.

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 Экологическое воспитание и образование детей – актуальная проблема настоящего времени. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному». Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически- деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Методическая разработка “Экологический букварь» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ;

  • «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11. 2013 г. № 1155.

Экологический букварь» составлена в соответствии с принципами, определенными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития, учет индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьей и др.) и направлена на достижение следующих целей:

  • формирование целостного представления о разнообразии растительного и животного мира через воспитание любви к родной природе и разумного отношения к ней.

  • развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности с включением регионального компонента.

  • расширение и углубление знаний об окружающем мире, как необходимое условие гармоничного и комфортного существования личности в социоприродной среде;

Задачи:
Обучающие
Получение обучающимися системных знаний об окружающем их мире в соответствии с их возрастными особенностями и способностями;
Ознакомление детей с объектами живой и неживой природы и способами её функционирования;
Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности дошкольников по изучению и охране окружающей среды;
Ознакомление с экологической обстановкой в мире.
Развивающие
Развитие потребности общения с природой;
Активизация деятельности по улучшению природной и преобразованной среды;
Развитие творческих способностей, обучающихся;
Развитие практических умений в соответствии с полученными знаниями;
Развитие познавательного интереса к природному окружению (растительный, животный мир, природные явления);
Развитие у обучающихся эстетических чувств и умения любоваться красотой и изяществом природы;
Воспитательные
Воспитание нравственных качеств личности.
Воспитание экологической и этической культуры, эмоций, чувства прекрасного;
Формирование потребности бережного отношения к окружающему миру, его  охране.

 Содержание букваря, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и  направлено на развитие и образование детей.

   Предлагаемые  в методической разработке для изучения материалы носят интегративный характер, позволяющий в доступной форме (с использованием рисунков, фотографий, стихов, развивающих заданий, интересных фактов, рассказов, сказок и т.д.) знакомить детей с объектами живой и неживой природы на определённую букву в тесной взаимосвязи с занятиями по познавательному развитию, речевому развитию, художественно- эстетическому развитию, а также через различные виды экспериментальной, игровой и продуктивной деятельности, что способствует разностороннему развитию детей.

 Методическая разработка « Экологический букварь» направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.

Методы и приемы реализуются через различные формы организации детской деятельности:  игры, непосредственно образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные  задания, загадки, кроссворды, лабиринты и многое другое.

Материал методической разработки объединен в рукописный букварь, для каждой из 33-х букв русского алфавита есть описание, к букве подобрано растение, животное или явление, связанное с природной средой.

Настоящая методическая разработка адресована воспитателям, родителям и детям, как учебное пособие.

Особое место в работе с дошкольниками при ипользовании методической разработки занимают наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная,  художественно- изобразительная деятельность, детский труд. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, исследованию, самоконтролю, ответственности за свои поступки, что составляет важнейшую базу для формирования экологической культуры и грамотного  поведения в природе.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, картинки и т. п.). Использование изображений и картинок позволяет обобщить свой непосредственный опыт (например, в форме рассказов), выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны. Поэтому основной акцент  сделан на применении наглядности и наглядных образов, что позволяет детям усвоить содержание основных экологических понятий и правил поведения в мире природы.

Проверка усвоения знаний, умений, навыков. осуществляется в процессе наблюдений за деятельностью детей.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 23.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения