Муниипальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новоаннинский детский сад №4 Новоаннинского муниципального района Волгоградской области 403953, Волгоградская область, г.Новоаннинский, ул. Кикидзе, дом № 105
«Дидактическая разработкапо развитию предпосылок функциональной (финансовой) грамотности
у воспитанниковдошкольныхобразовательныхорганизацийв условиях реализации ФОПДО»
Тема разработки: «Финансоград»
Возрастная группа: Дети старшего дошкольного возраста (5-7лет)
ВВЕДЕНИЕ: Современные реалии диктуют необходимость, сформировать у ребёнка дошкольного возраста правильное представление о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. У детей просто необходимо воспитать бережливость, деловитость, умение ценить результаты своего труда и труда окружающих.
Дети, как губки впитывают впечатления, знания, стили поведения окружающих их взрослых. Неправильно и даже опасно надеяться на стихийное усвоение ими знаний о деньгах, богатстве, бедности, долгах и других понятиях, которые без финансового воспитания воспринимаются детьми неправильно. К 5-6 годам ребёнок начинает осознавать суть понятий: выгодно - невыгодно, успешно - неуспешно, выиграл - проиграл. Это благоприятный период дошкольного детства, когда с помощью дидактических игр возможно сформировать такие значимые качества личности, как ответственность, честность, целеустремлённость, заботливость, чувство долга, трудолюбие, взаимопомощь и поддержка. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.
Цель дидактической разработки (игры): «Финансоград», донести экономическую информацию, финансовые термины в доступной, интересной форме для детей, родителей, педагогов не нагружая их «готовыми» знаниями. Именно радость открытия нового формирует познавательную мотивацию не только у детей, но и у взрослых. Я этого ещё не знаю, но хочу узнать.
Задачи: - формировать первичные экономические представления и компетенции;
- развивать экономическое мышление;
- воспитывать социально- личностные качества и ценностные ориентиры,
необходимые для рационального поведения в сфере экономики.
Условия применения: Данная дидактическаяразработкапо развитию предпосылок функциональной (финансовой) грамотности - (игра), является средством развивающего обучения и предполагает использование технологии сотрудничества.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Дидактическая разработка (игра): «Финансоград» предполагает наличие игровых полей.
Первое, что нужно узнать, с каким экономическим термином будем сегодня знакомиться. Для этого необходимо взять любое понравившееся поле, внимательно его рассмотреть, выполнить задание: составить слово по первым буквам нарисованных предметов илиразгадать ребус.
Вариант 1. Взаимодействие: Ребенок-родитель:
1.Ребенок и родитель делают открытие, узнают экономический термин (Составляя по первым буквам нарисованных предметов словои разгадывая ребус). Становится понятно, о каком экономическом понятии пойдёт речь.
2.Родитель объясняет ребёнкуфинансовый термин на уровне своих знаний (используя загадки, стихи)
3.Ребёнок, сам выбирает себе задание из специально подобранного материала, выполняет, закрепляет полученные знания. ( Лабиринты, кроссворды, Раскрась, Найди, распредели, обведи.)В игре ребёнок получает радость, развивает фантазию, воображение и логику рассуждений.
Вариант 2. Взаимодействие: Ребенок - педагог.
Первый способ игры: узнаём экономическое понятие,педагог более ёмко раскрываетего смысл (С помощью загадок, стихов, формулирует словарное значение термина.) В игровой форме закрепляем полученные знания. Второй способ игры: Элементы используются при построении занятий других образовательных областей на различных его этапах.
Вариант 3.Ребенок может играть самостоятельно.
Для удобства на игровых полях есть выделения цветом:
1.Голубой - просьба, о выполнении задания; 2.Жёлтый, оранжевый - информация для размышления; 3.Зелёный - словарный термин экономического понятия.
Список использованных источников и литературы:
1.Методические рекомендации по изучению курса: «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»/ авт.- сост. Г. Н. Бирина; С. В. Герасименко; Е. А. Маркушевская; И. П. Шайкина и др.- Волгоград: «Колледж», 2022
2.? Беседы об экономике: методическое пособие/авт.- сост. Т.А. Шорыгина.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
3.? Введение в мир экономики, или мы играем в экономику/авт.- сост. А.А. Смоленцева. – Спб., 2001.
4.? Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/ авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.
5.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и
дидактические игры /авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
6.? Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников/авт.-сост. М.М. Воронина.- Волгоград: Учитель, 2008.